22 Января 2020, 19:00

От Шекспира – к порноискусству

Сложно, наверное, представить более неподходящую постановку для сцены Латвийского Национального театра, чем последний спектакль Кирилла Серебренникова «Outside». В театре, где приоритет отдавался постановкам из латышской и русской классики, готовится премьера спектакля с элементами гей-шоу о жизни китайского фотохудожника Рена Ханга, о чьих работах нельзя сказать точно: это ещё эротика или уже порнография? Билеты на спектакль «Outside» не достать в российских билетных кассах – для такой режиссёрской откровенности Россия слишком консервативна. Как и Китай, где снимки Рена Ханга растаптывала цензура. 

Этот спектакль – запоздалая рука помощи самому Рену Хангу. У китайского порнографа должна была состояться встреча с самим Серебренниковым, однако циклическая депрессия решила за него. 29-летний Ханг, не вписавшийся в общество ни своим провокационным творчеством, ни своей гомосексуальной ориентацией, покончил с собой, выйдя в окно. Эта постановка – диалог двух творцов, двух художников, пытающихся выйти за рамки традиционного, общепринятого, дозволенного. Серебренников рассказывает о Ханге, но одновременно и о себе. Билеты на спектакль «Outside» в Латвийский Национальный театр – это возможность прикоснуться к изнанке двух творческих душ. Этот спектакль – одновременно и плевок в сторону консервативной культуры, и большая честь зрителям увидеть самое сокровенное, что накопилось на душе у творца. Национальный театр в Риге сейчас пытается идти навстречу современным экспериментальным постановкам, но выдержит ли он одну из самых провокационных театральных премьер 2020 года? В афише Латвийского Национального театра она занимает всего два вечера – 21 и 22 января. 

Откровенность режиссёра проявляется не только в демонстрации обнажённой натуры, мелькающих шутках на грани фола и ненормативной лексике. Самое откровенное здесь – это фигура рассказчика. Она ведёт мрачные диалоги с собственной Тенью (у Тени есть собственный актёр), и в этих диалогах всё смешивается – и философия Рена Ханга, и мысли Кирилла Серебренникова.